Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Работа адвоката и юриста — это не только законы, документы и суды. Это, в первую очередь, люди. Каждый доверитель приходит со своей историей, болью, надеждой. И от того, как выстроится общение, между нами, зависит не только результат дела, но и то, как человек пройдет этот путь — в тревоге или в доверии.

Когда ко мне обращается человек, я всегда стараюсь почувствовать: смогу ли я быть для него полезен? Сможем ли мы работать вместе спокойно, с уважением и пониманием? Ведь соглашение на оказание юридической помощи — это не просто бумага и подпись. Это форма доверия. Доверитель доверяет адвокату свою судьбу, а адвокат берет на себя ответственность за результат. Это всегда двусторонний процесс.

Иногда я понимаю, что сотрудничество не сложится. Не потому что человек плохой, а потому что у нас просто разное мировоззрение. Такие доверители, как говорят мои коллеги, часто бывают «токсичными». Не в смысле, что они чем-то вредят специально, нет. Просто это люди, с которыми любой диалог превращается в борьбу — за внимание, за правоту, за контроль. Они не слышат, не хотят услышать, и в итоге создают атмосферу противостояния, не только морально, но и энергетически. Работа в таких случаях вызывает внутреннее напряжение.

С доброжелательными же доверителями всё иначе: разговор идёт легко, решения находятся быстрее, а дела продвигаются увереннее. Это не только комфортно, но и результативно — и в юридическом, и в человеческом смысле.

Но, отказывая в заключении соглашения, я не отказываю человеку. Это разные вещи. Отказ — это пренебрежение, а отказ от поручения — профессиональная оценка. Я просто понимаю: мы не сможем идти по одному пути. И лучше сказать это сразу, чем потом разочаровать и себя, и доверителя. Это форма уважения — к человеку и к профессии.

Бывает, коллеги говорят: «С такими лучше не работать» или «с ними надо брать двойной гонорар». У каждого свой подход. Кто-то воспринимает токсичных доверителей как источник стресса, кто-то — как источник дохода. Я же считаю, что нет токсичных доверителей. Есть доверители, с которыми адвокат сможет работать, не теряя внутреннего спокойствия, а есть с кем не может.

Из своей практики приведу пример.
Однажды ко мне обратилась женщина. На неё подали иск о выселении из квартиры, где она прожила больше двадцати лет. Формально чиновники были правы: квартира не была оформлена за ней. Но жизнь не всегда укладывается в буквы закона — там были обстоятельства, которые давали ей право на приватизацию.

Мы долго разговаривали — две недели по телефону. Обычно я так не делаю: предпочитаю личную встречу, ведь по голосу сложно понять человека. Но у неё то не было возможности приехать, то находились другие причины. Когда же она наконец пришла в офис, всё стало ясно: мы говорили на разных языках. В прямом и переносном смысле.

В психологии есть понятия — аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы. Каждый из нас воспринимает информацию по-своему: кто-то через звук, кто-то через образ, кто-то через ощущение. Адвокат учится «собирать» эти типы, находить ключ к человеку. По телефону этого сделать невозможно. Только при встрече я понял, как с ней общаться, как объяснять и как слушать. И вот тогда мы нашли общий язык, и расстались с уважением.

Этот случай напомнил мне простую истину: адвокатура — это не про законы, а про людей. Соглашения заключаются не с бумагой, а с личностью. И если с человеком есть взаимное уважение — будет и результат.
А если его нет — лучше просто пожать друг другу руки и пойти дальше.

Это честнее. И по отношению к делу, и по отношению к себе.

25.10.2025
306
17
3
Автор публикации
Россия, Ростовская область, Ростов-на-Дону
Ведение арбитражных, гражданских, уголовных дел | сопровождение, администрирование сложных сделок | помощь бизнесу | Ростов-на-Дону
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (17)

      Уважаемый Игорь Иванович, отказ от поручения — это действительно профессиональная оценка, а не пренебрежение, и она говорит о высокой степени ответственности и уважения к доверителю. Мы все сталкиваемся с разными людьми, и способность честно оценить возможность эффективного сотрудничества, не теряя при этом внутреннего спокойствия, является признаком настоящего мастерства.
      Я вот категорически не терплю, когда меня хотят «нанять», или если доверитель пытается «включить работодателя и начальника». Если Вы ознакомились с образцом моего соглашения тут, то наверное заметили положения об отсутствии у доверителя оснований рассчитывать на консультации в вечернее, ночное время и в выходные дни. Это своего рода провокационные положения, которые позволяют выявлять такой тип клиентов еще на стадии заключения соглашения.
      Если с человеком есть взаимное уважение — будет и результат, а если нет, то действительно лучше пройти мимо.

      +16
      Свернуть ветку


      Бывает, коллеги говорят: «С такими лучше не работать» или «с ними надо брать двойной гонорар». Уважаемый Игорь Иванович, в какой-то момент жизни я понял: психическое здоровье важнее денег и всего остального.
      Бывают дела многолетние: по 8, по 6 лет. Кропотливая работа. И полная победа!!! И от доверителя никаких напрягов.  например, как здесь.
      А бывает, за неделю мозгу можно сказать: «До свидания...». Степень вопросов до уровня: я посморкался, мне нос подтирать или не надо? (gun)

      +7
      Свернуть ветку

        Уважаемый Андрей Валерьевич, Вы абсолютно правы. Иногда за одно дело успеваешь состариться — но зато с чувством завершённости и уважением к себе. А иногда и недели хватает, чтобы понять: психическое здоровье — это тоже актив, и его нужно беречь не меньше. А по поводу “подтирать или не надо” — бывает, что клиенту не юрист нужен, а нянька. Но мы-то с Вами знаем: адвокат — не обслуживающий персонал. И если мозг говорит “до свидания” — значит, интуиция всё сделала правильно. (handshake)

        +5

      Уважаемый Игорь Иванович, иногда кажется, что работа адвоката — это не столько юриспруденция, сколько психология с элементами дипломатии. С одним доверителем чувствуешь себя на одной волне — разговор идёт легко, дело движется, даже кофе вкуснее. А с другим вроде всё по закону правильно, но что-то внутри сопротивляется — как будто играешь в шахматы, где пешки обижаются на каждый ход. На днях доверитель заставил применить слова не из лексикона адвоката.
      Спасибо, что напомнили: адвокат — это не про споры, а про взаимное уважение.

      +7
      Свернуть ветку

      Уважаемый Игорь Иванович, все по делу. Очень интересно и полезно пишите, причем про разные сферы адвокатской деятельонсти у (Y)(handshake).

      +2
      Свернуть ветку

        Уважаемый Евгений Федорович, благодарю. Рад, что читаете и находите полезным. Согласен — не всё ведь измеряется уголовными или арбитражными делами. В адвокатуре есть своя философия, своя человеческая глубина, о которой тоже важно говорить. (handshake)

        +2

      В Санкт-Петербургском институте адвокатуры есть курсы Никольской по соглашениям и работе с доверителями. У нее очень подробно раскрывается эта тема, как распознать, как избежать, как прекратить работу с токсичными доверителями, а также как выстраивать с ними отношения — если работаете.

      +4
      Свернуть ветку

        Уважаемый Владимир Юрьевич, Никольская действительно умеет системно разложить то, что многие адвокаты постигают годами на практике. Хорошие материалы — особенно если смотреть не как ученик, а как коллега, сравнивая с собственным опытом. Каждый из нас ведь пишет свой учебник — только живыми делами, а не лекциями.

        +3

      Уважаемый Игорь Иванович, Вы абсолютно правы, ведь если с потенциальным клиентом/доверителем на начальном этапе не сложились доверительные отношения, работать будет в разы сложно… и это на самом деле очень важно!  Это влияет на эффективность и результат в деле! Спасибо Вам за публикацию! :)

      +3

      Уважаемый Игорь Иванович, всё очень правильно написано. Я не адвокат, но также в последнее время прислушиваюсь к своим ощущениям, и если есть чувство, что большая часть времени будет уходить на гашение необоснованных конфликтов и претензий, то желания и сил на  качественную работу не останется. 
      Поначалу кажешься себе неисчерпаемым, а потом тупик. Поэтому лучше иногда просто сказать, что времени нет)

      +3
      Свернуть ветку

        Уважаемый Михаил Викторович!
        Поэтому лучше иногда просто сказать, что времени нет...И ведь это правда! Не потому что это «отказ», а потому что нет времени на ненужные действия. Ведь перед юристом стоит гора задач, и времени нет отвлекаться.

        +4

      Уважаемый Игорь Иванович, отличная публикация!
      В практике стараюсь браться за дела, по которым нахожу психологический контакт с доверителем.  Безусловно, это бывает не всегда. Был случай, не хотел браться за дело (обычное, стандартное, уголовное).  Доверитель  ну не мой психотип и все. После общения, получаешь какое-то опустошение.  Отказать просто без мотивов в той ситуации то же был не вариант. Естественно,  в таких случаях основной способ — тройной гонорар, с подсказкой где дешевле). А доверитель в ответ: " я согласен". И тут-же  вносит предоплату тройного гонорара — 100%) Естественно, три раза перепроверил соглашение, включил все варианты на случай досрочного расторжения.  Работаю. И нормально. Ключики подобрал к доверителю.  Доверитель уже и «темп» сбавил, и как-то «тише» и смиреннее стал.  И я к нему привык.  Как-то так.

      +1
      Свернуть ветку

        Этот случай напомнил мне простую истину: адвокатура — это не про законы, а про людей. Соглашения заключаются не с бумагой, а с личностью. И если с человеком есть взаимное уважение — будет и результат.

        +1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Вопросы и ответы онлайн (архив)
Почему адвокат не отдал заключение суда
elena-gursk2269-qu
17 Декабря 2013, 21:40
Личные блоги
Почему адвокатам не дают звания Героев России?
Юрист
Novikov
17 Февраля 2013, 01:35
Личные блоги
Почему адвокатов не берут в судьи?
Адвокат
attorneymorozov
17 Мая 2013, 18:02
Вопросы и ответы онлайн (архив)
меня заставили признаться в том чего я не совершала. завели уголовное дело. якобы *потерпевшая* сейчас ...
q5887770580
03 Июня 2013, 13:01
Личные блоги
Что такое митинг в защиту Адвокатуры и почему его не надо бояться…
Адвокат
ludologer
25 Ноября 2019, 04:11
Эксклюзив!
Признаки «проблемных» и нежелательных для адвокатов доверителей, до заключения договора поручения. Особенности ...
Адвокат
Абрегов Иланд Альмирович
05 Ноября 2024, 05:46
Статьи
Почему адвокат по уголовному делу требует предоплату? (БАМ*)
Адвокат
Матвеев Олег Витальевич
31 Декабря 2021, 17:02
Личные блоги
Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ, федеральный закон
Адвокат
cygankov
16 Августа 2010, 12:59
Личные блоги
Дискриминация по предпочтению в предоставлении работы в выходные вне зависимости от деловых качеств ...
Госслужащий
profsvoboda
15 Октября 2013, 13:23
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Почему адвокат не отдал заключение суда
elena-gursk2269-qu
17 Декабря 2013, 21:40
Личные блоги
Почему адвокатам не дают звания Героев России?
Юрист
Novikov
17 Февраля 2013, 01:35
Личные блоги
Почему адвокатов не берут в судьи?
Адвокат
attorneymorozov
17 Мая 2013, 18:02
Вопросы и ответы онлайн (архив)
меня заставили признаться в том чего я не совершала. завели уголовное дело. якобы *потерпевшая* сейчас ...
q5887770580
03 Июня 2013, 13:01
Личные блоги
Что такое митинг в защиту Адвокатуры и почему его не надо бояться…
Адвокат
ludologer
25 Ноября 2019, 04:11
Эксклюзив!
Признаки «проблемных» и нежелательных для адвокатов доверителей, до заключения договора поручения. Особенности ...
Адвокат
Абрегов Иланд Альмирович
05 Ноября 2024, 05:46
Статьи
Почему адвокат по уголовному делу требует предоплату? (БАМ*)
Адвокат
Матвеев Олег Витальевич
31 Декабря 2021, 17:02
Личные блоги
Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ, федеральный закон
Адвокат
cygankov
16 Августа 2010, 12:59
Личные блоги
Дискриминация по предпочтению в предоставлении работы в выходные вне зависимости от деловых качеств ...
Госслужащий
profsvoboda
15 Октября 2013, 13:23
Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам

Рейтинг публикации: «Почему адвокат не берётся за каждое дело: честный взгляд изнутри профессии» 5 звезд из 5 на основе 60 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Защита директоров и собственников. Субсидиарка. Банкротство. Налоги. КИИ. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на портале. Сопровождение и защита бизнеса. В том числе онлайн по всей России | @fishchuk_pravo
Разместить свою визитку
Похожие публикации
Почему адвокат не отдал заключение суда
Вопросы и ответы онлайн (архив), 17 Декабря 2013, 21:40 17 Декабря 2013, 21:40
Почему адвокатам не дают звания Героев России?
Личные блоги, 17 Февраля 2013, 01:35 17 Февраля 2013, 01:35
Почему адвокатов не берут в судьи?
Личные блоги, 17 Мая 2013, 18:02 17 Мая 2013, 18:02
меня заставили признаться в том чего я не совершала. завели уголовное дело. якобы *потерпевшая* сейчас ...
Вопросы и ответы онлайн (архив), 03 Июня 2013, 13:01 03 Июня 2013, 13:01
Что такое митинг в защиту Адвокатуры и почему его не надо бояться…
Личные блоги, 25 Ноября 2019, 04:11 25 Ноября 2019, 04:11
Признаки «проблемных» и нежелательных для адвокатов доверителей, до заключения договора поручения. Особенности ...
Эксклюзив!, 05 Ноября 2024, 05:46 05 Ноября 2024, 05:46
Почему адвокат по уголовному делу требует предоплату? (БАМ*)
Статьи, 31 Декабря 2021, 17:02 31 Декабря 2021, 17:02
Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ, федеральный закон
Личные блоги, 16 Августа 2010, 12:59 16 Августа 2010, 12:59
Дискриминация по предпочтению в предоставлении работы в выходные вне зависимости от деловых качеств ...
Личные блоги, 15 Октября 2013, 13:23 15 Октября 2013, 13:23
Продвигаемые публикации